Библейские праздники
Великая борьба
Главное в жизни
Еврейский дом

Еврейский дом
на главную
наш адрес
Шабат


     ШАБАТ

 

Название седьмого дня недели, на иврите шабат (благодаря которому и возникло русское слово “суббота”), происходит от корня слова лишбот, значение которого - прекращать творческую деятельность или отдыхать после работы.

Началом шабата – седьмого дня недели – считается вечер пятницы (шестого дня недели). В большинстве общин мира вне Израиля принято, что за восемнадцать минут до захода солнца в данной местности (шкия) женщины отмечают наступление субботы, зажигая дома субботние свечи. А для мужчин наступление субботы знаменуется чтением в синагоге девяносто второго псалма мизмор шир лейом шабат (песни в честь субботы). Согласно четвертой из Десяти Заповедей (в обеих ее формулировках: и в книге Шмот, и в книге Дварим) мы должны “помнить” и “соблюдать” субботу, “чтобы хранить ее святость” (Шмот/Исход, 20:8-11; Дварим/Второзаконие, 5:12-15).

 

Шабат много раз упоминается в Торе: в рассказе о Сотворении мира (Брейшит/Бытие, 2:1-3); о выпадении мана (манны небесной), этого основного продукта питания народа во время многолетних скитаний в пустыне, - именно перед субботой каждой семье удавалось собрать в два раза больше мана, чем обычно (Шмот/Исход, 14:29); в связи с выходом из Египта (Дварим/Второзаконие, 5:15); указанием не уходить дальше определенного расстояния от стана (Шмот/Исход, 16:29); и, наконец, в связи со строительством Мишкана, переносного Храма в пустыне (Шмот/Исход, 35:1-3). 

 

ЗАПОВЕДИ ШАБАТ

 

РАМБАМ (МАЙМОНИД) ПЕРЕЧИСЛЯЕТ ПЯТЬ ОСНОВНЫХ МИЦВОТ, СВЯЗАННЫХ С ЭТОЙ ЗАПОВЕДЬЮ: ДВЕ ПОЗИТИВНЫХ И ТРИ НЕГАТИВНЫХ.

 

ПОЗИТИВНЫЕ ЗАПОВЕДИ

 

Мицва 154:

Отдых в субботу. “А в седьмой день отдыхай” (Шмот/Исход, 23:12).

 

Мицва 155:

Делать шабат святым. “Помни день субботний, чтобы его освящать (хранить его святость)” (Шмот/Исход, 28:50).

 

НЕГАТИВНЫЕ ЗАПОВЕДИ

 

Из этих трех заповедей и других стихов Торы, особенно из раздела о строительстве Мишкана, наши мудрецы и галахические авторитеты (лучшие знатоки и толкователи законов) вывели много концепций и основных категорий деятельности, запрещенной в субботу. Концепции ав мелахот (основных категорий творческих, созидательных действий), их толдот (их производных, разновидностей) и исур дерабанан (действий, запрещенных согласно постановлению раввинов, законоучителей) будут подробно разбираться позднее.

 

Мицва 320:

Запрещено работать в субботу. “Не делай никакой работы в шабат”

(Шмот/Исход, 20:10).

 

Мицва 321:

Запрещено выходить за пределы разрешенной дистанции от границ города в субботу. “Пусть никто не выходит из этого места в седьмой день” (Шмот/Исход, 16:29).

 

Мицва 322:

В субботу запрещено зажигать огонь. “Не зажигайте огонь в ваших поселениях в субботу” (Шмот/Исход, 35:3).

 

ЧЕТЫРЕ АСПЕКТА ШАБАТ

 

РАМБАМ ТАКЖЕ ВЫДЕЛЯЕТ В СОБЛЮДЕНИИ СУББОТЫ ЧЕТЫРЕ АСПЕКТА: ДВЕ ЗАПОВЕДИ ДЕОРАЙТА (ОСНОВАННЫЕ НА ТОРЕ) И ДВЕ ДЕРАБАНАН (ОСНОВАННЫЕ НА ТАЛМУДЕ)

 

Помнить день субботний.

К этой заповеди относится зажигание субботних свечей; произнесение Кидуша (освящение, выделение субботы); особые молитвы субботы и три обязательные трапезы, а так же авдала (отделение субботы от будних дней) и мелава малка (трапеза для праздничных проводов царицы-субботы).

 

Соблюдение субботы.

Отстранение от творческих дел, разделенных на 39 основных категорий и их производных. К ним относятся, например, запрет зажигать свет в субботу, водить автомобиль, заниматься садовыми работами, письмом, бизнесом и т.д.

 

Почитание субботы.

К этому относится приготовления к субботе, например, уборка дома; накрывание на стол; приготовление еды на субботу; купание и одевание особой одежды. “Тот, кто работает перед наступлением субботы, будет есть в субботу”.

 

Радость субботе.

Мы радуемся субботе и когда едим вкусную пищу ( особые, субботние блюда: чолнт, кугель, кишке, цимес и др.), и когда учим Тору. Мы стараемся создать радостную субботнюю атмосферу. Многие спят в субботу после полудня, чтобы отдохнуть и восстановить энергию.

 

Тора учит, что сотворение мира длилось семь дней. Шесть дней Всевышний творил Вселенную, растительное царство, животных и венец творения – человека.

А потом Он сотворил шабат – день святости (кдушат шабат) и покоя (менухат шабат). Б-г благословил седьмой день и объявил его святым, потому что в этот день Б-г прекратил всю свою созидательную деятельность.

Нам заповедано уподобляться Всевышнему, контролируя свои материальные устремления и направляя свои силы к субботе, дню духовного отдыха. Шабат называют “Предвкушением Будущего Мира”, потому что мы трудимся в этом мире, а награду получаем в Будущем Мире. И так же происходит в субботу - день, когда откладывают повседневные дела и заботы, перестают стремиться к материальным благам и полностью предаются духовной деятельности.

 

С точки зрения Торы, в шабате заключен главный смысл всего, он - цель, к которой мы стремимся. Фактически, именно шабат определяет название дней, первый день недели называется йом ришон лешабат (первый день после субботы), за ним следует шени лешабат (второй после шабат), и так далее. В отличие от светского календаря, у дней еврейской недели нет самостоятельных названий: как воскресенье, понедельник и другие.

Чтобы понять эту идею, можно привести машаль (аналогию) с автомобилем. Машина без тормозов очень опасна. Шофер теряет над ней контроль. Она легко может сойти с дороги. Поэтому и работа ради самой работы опасна, она сама приводит к своему концу. А суббота – перерыв, который контролирует наши материальные стремления, поднимая наше существование на более высокий духовный уровень.

Те, кто соблюдают субботу, часто говорят о внутренней тишине, покое, сиянии: это и называется кдушат шабат – святость субботы. Мудрецы учат, что у того, кто соблюдает шабат, появляется нешама йетера (добавочная душа) – особое состояние души, не такое, как в обычные дни.

 

ОСНОВА ВЕРЫ

 

Вечный знак и союз.

Сказано в Торе, что шабат – Вечный Союз. “Это знак между Б-гом и Народом Израиля” (Шмот/Исход, 31:16-17). Суббота свидетельствует о том, что Б-г – Создатель Земли и Неба, а так же всего, что к ним относится. Человек может забыть, что силы и таланты, дающие ему возможность побеждать природу, - это дары Всемогущего. Их нужно использовать для служения Всевышнему, а не самому себе. Отстраняясь от творческой деятельности в субботу, человек признает, что Творец – источник всех сил. Он – Владыка.

 

Знаменитый Йегуда Алеви (автор Кузари) говорит, что суббота – чудесное сокровище, которое позволило евреям пережить преследования и изгнание в течение многих веков. Он объясняет, что даже в самых трудных обстоятельствах, когда человек проникается духом субботы, его окружает особая атмосфера субботы, и он исполняется силы и веры. Как военная форма постоянно напоминает солдату, кто он, так и суббота напоминает еврею, какая у него духовная цель в жизни и какая роль. Поэтому не будет преувеличением сказать, что еврейский народ пережил тысячи лет преследований и унижений, в основном, потому, что соблюдал субботу. “Больше, чем евреи хранили субботу, суббота хранила евреев”.

 

Равенство, свобода и единство семьи.

Одна из причин соблюдения субботы – необходимость помнить о том, что мы были рабами в Египте, и Всевышний вывел нас оттуда, чтобы мы получили Тору на Синае (Дварим/Второзаконие, 5:15). Суббота символизирует выход из физического рабства к духовной свободе. Иными словами, шабат – это переход от ежедневной светской деятельности и работы к святости и покою.

Эта концепция свободы и равенства выражена в Десяти Заповедях. Мы читаем: “Соблюдай субботу, чтобы хранить ее святость, как тебе заповедал Всевышний.

Шесть будних дней можешь работать и делать все, что тебе нужно, а в седьмой день – шабат Г-споду, Б-гу твоему, никакой работы не делай. Ни ты, ни твой сын, ни твоя дочь, ни слуга, ни служанка, ни бык, ни осел, ни другие животные, ни чужеземец в твоих вратах” (Дварим, 5:14). Тора говорит, что в субботу все евреи равны. Каждому полагается день отдыха, даже слуге и наемному работнику. В шабат каждый человек – царь. Богатый и бедный вместе молятся и вместе учатся, празднуя субботу рядом, как равные.

 

Шабат – семейный день, когда укрепляются отношения между мужем и женой, родителями и детьми, учителями и учениками. Шабат это праздник, это день радости, когда едят вкусную еду, поют змирот (субботние песни) и идут в синагогу. Шабат становится прекрасным, праздничным островком во времени. Темп жизни меняется, напряжение рабочей недели спадает. Возникает пространство, где можно свободно вздохнуть, наступает релаксация и успокоение.

Шабат - это шанс раз в неделю отнестись к жизни с достоинством и святостью, способ понять смысл нашего еврейства. Шабат помогает нам осознать, что человек – не машина для делания денег, что в жизни есть нечто более высокое и мы живем не ради часа, а ради вечности и святости. Все это приходит к нам из опыта еврейской субботы, все эти переживания необычайно значимы и прекрасны.

  


     ПОМНИ ДЕНЬ СУББОТНИЙ

ПОМНИ ДЕНЬ СУББОТНИЙ

 

КАНУН СУББОТЫ –ЭРЕВ ШАБАТ.

 

Чтение недельного раздела Торы – дважды с комментарием.

Зажигание свечей (адлакат нерот).
Хозяйка дома зажигает две свечи, этим для нее начинается суббота. Некоторые зажигают еще по одной свече за каждого из детей.

Шир аширим - “Песнь песней”, написанная царем Шломо, символически повествует о любви между Б-гом и еврейским народом.

Кабалат шабат – состоит из шести псалмов, соответствующих шести дням Творения, за ними следует Леха доди – приветствие царицы субботы. Чтение Теилим 92 и 93 знаменует при этом наступление субботы для мужчины.

Баме мадликин – во многих общинах принято читать прямо перед мааривом (вечерней молитвой) вторую главу из Мишны, трактат Шабат, которая начинается с этих слов и разбирает относящиеся к субботе законы.

 

ВЕЧЕР СУББОТЫ (В ПЯТНИЦУ) –ЛЕЙЛ ШАБАТ

 

Шабат маарив – вечерняя молитва в синагоге.

 

Биркат абаним – благословение детей.

 

Шалом алейхем – песня, благословляющая ангелов, приходящих в субботу.

 

Эшет хаиль – песня из Мишлей (притчей царя Шломо), состоящая из двадцати двух фраз, прославляющих доблестную жену.

 

Кидуш – освящение субботы над бокалом вина. Это воспоминание о Творении мира и о том, как Б-г вывел нас из Египта.

 

Сеуда – праздничная трапеза в честь субботы.

а) Участники идут после Кидуша совершить омовение рук с благословением, а потом хозяин дома говорит браху Амоци над двумя халами.

б) Диврей Тора (слова Торы) принято говорить за столом. Обычно они касаются недельного раздела Торы. Детям задают вопросы о том, что они учили в школе.

Змирот – с радостью поют субботние песни, многочисленные и разнообразные мелодии которых распространены среди евреев по всему миру. (На каждой из субботних трапез принято петь особые, очищающие и возвышающие душу песни, полные глубоких символов и цитат из Танаха, которые благословляют Всевышнего и указывают еврею его путь в мире.)

Шир амаалот, биркат амазон – Шир Амаалот - “Песня возвышения” или “ступеней” - это теилим (псалом), который читают в праздники перед биркат амазон - “благословением после еды” (еды с хлебом). В субботнее благословение включены дополнительные вставки на этот день.

 

УТРО СУББОТЫ –ШАБАТ БАБОКЕР

 

1. Шахарит – утренняя молитва.

а) Биркат ашахар – утренние благословения.

бесукей дезимра – псалмы, восхваляющие Всевышнего.

б) Шма и благословения.

в) Амида – в субботу в ней только семь благословений, в отличие от будничной Шмоне эсре, состоящей из восемнадцати брахот. Утренняя молитва в шабат соответствует первой жертве, которую приносили каждый день утром в Храме в Иерусалиме – тамид (постоянной жертве).

 

ЧТЕНИЕ ТОРЫ –КРИЯТ А-ТОРА

 

Вынос Торы – Моше рабейну постановил, чтобы Тору читали утром в шабат, в понедельник и в четверг.

После чтения Торы и афтары произносят несколько молитв, благословляющих тех, кто поддерживает Тору, изучая ее, обучая ей и давая средства на обучение.

Тора возвращается в арон кодеш - Ковчег, специальный украшенный шкаф, где хранятся свитки.

 

МОЛИТВА МУСАФ

 

Мусаф амида – Дополнительная молитва, всегда состоит из семи благословений и соответствует мусафу - дополнительным жертвоприношениям в Храме, которые приносили в субботу.

 

Утренний кидуш – второй кидуш, который установили мудрецы, читают перед началом второй, утренней, трапезы субботы.

Вторая заповеданная трапеза – Во многих домах принято с древних времен есть в это время чолнт – особое блюдо, которое до наступления субботы готовят из мяса и бобов, часто с добавлением картофеля, и так далее, и держат, пока не приступили к еде, на горячей плите. (На печи, на покрытой металлическим листом газовой плите или на специальной электроплите, мармите, температура которого ниже ста градусов. Конечно, запрещено в субботу регулировать огонь или электричество.)

Диврей Тора, змирот, биркат амазон – сопровождают вторую субботнюю трапезу так же как и первую.

 

СУББОТА ПОСЛЕ ПОЛУДНЯ - МИНХА

 

Молитва минха - Она соответствует ежедневному полуденному жертвоприношению в Храме, тамид.

 

Крият атора – К Торе вызывают троих: коэна, леви и исраэля (не коэна и не левита). Это чтение учредил Эзра а-Софер, мудрец и пророк, который вывел евреев из Вавилона и отстроил Второй Храм.

Шалош сеудот – Третья обязательная трапеза субботы со своими субботними песнями.

 

ИСХОД СУББОТЫ - МОЦЕЙ ШАБАТ

 

Молитва маарив – Обычная вечерняя молитва с некоторыми добавлениями. В молитву Шмона эсре включается вставка авдала, которая отделяет субботу от будних дней. Другие добавления – виги ноам, теилим 67 и веата кадош.

Авдала – церемония отделения субботы от будней.

 

а) Наливают до краев бокал вина и зажигают свечу с несколькими фитилями. Под рукой находится коробочка со сладко пахнущими специями.

 

б) Иней кэль ишуати эвтах – “Вот, Б-г спасения моего” - так начинается гавдала, затем произносят благословение на вино.

 

в) Говорят браху над благовониями. Их запах должен служить нам утешением в момент ухода с наступлением буден дополнительной субботней души (нешама йетера).

 

г) Произносят благословение над огнем свечи из нескольких фитилей. При этом руку подносят к огню, чтобы его отражение стало видно на ногтях, - это символизирует контраст между светом и тьмой.

 

д) Заключительная браха благословляет Творца, Который разделяет между святым и светским, светом и тьмой, Израилем и другими народами, седьмым днем покоя и шестью рабочими днями.

 

е) Затем пьют вино.

 

3. Мелава малка - “Проводы царицы-субботы” - это особая трапеза, которую многие устраивают в моцей шабат (на исходе субботы). Некоторые называют ее “сеудат Давид амелех” (трапеза царя Давида). Давиду было предсказано, что он умрет в шабат, и с этого дня до самой смерти на исходе каждой субботы он устраивал праздничную трапезу, благословляя Всемогущего за то, что Он дал ему прожить еще неделю.

 

«Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом.  Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него»  (Псалм 2:11-12).

 

Б-г хочет, чтобы мы жили, как указывает Тора, почитали Его Сына Иешуа га Машиаха (Иисуса Христа) своим Мессией, ради нашего блага и блага всего Его творения в целом.

 

Через крест Мессия приготовил нам путь в небесную субботу.

 

 





Вернуться

Шабат

Молитвы

Заповеди

Брит Мила

Бар Мицва

Миква

Хупа

Симхат Тора


главное в жизни | Всевышний и человек | праздники Всевышнего| Еврейский дом